Руководитель направления инновационных разработок компании «Аскрин» и старт-ап разработчик Андрей Попов о музейных проблемах, персонализации и проекте «Музеторий»

Руководитель направления инновационных разработок компании «Аскрин» и старт-ап разработчик Андрей Попов о музейных проблемах, персонализации и проекте «Музеторий»

ISR поговорила с руководителем направления инновационных разработок компании «Аскрин» и старт-ап разработчиком Андреем Поповым о музейных проблемах, персонализации и проекте «Музеторий».

Расскажите немного о себе – сколько Вам лет, что делали раньше и чем сейчас занимаетесь.

- Меня зовут Андрей Попов. Сейчас работаю в компании «Аскрин». Основным направлением деятельности является работа с новыми клиентами компании, все же свободное время трачу на R&D. То есть фактически это изучение новых технологий и трендов, которые мы можем использовать в нашей главной деятельности в музейной сфере. И, конечно, разрабатываю собственный продукт. Куда же без этого.

В компанию пришел из VFX, это компьютерная графика для кино, был руководителем проекта по созданию студии «Москва 24», в Аскрин успел поработать продюсером, маркетологом, менеджером. Сейчас вот уже как 1,5 лет мы открыли представительство в Москве, где, собственно, я и тружусь.

Расскажите, как так получилось, что вы из сферы кино перебрались в совершенно другую область – музеи?

- Не сказал бы, что это совсем другая область. Сейчас такое время в России, когда наше поколение только будет писать учебники по мультимедийным решениям и технологиям в той или иной сфере. Работая в кино, мы плавно мигрировали в выставочную деятельность, где помимо графики делали различные мультимедийные интерактивные инсталляции. Деятельность «Аскрин» весьма симметрична. Современный подход в проектировании больших общественных социально культурных пространств обязан включать в себя создание интересной истории, или лучше сказать стенографии посещения. Современные технологии позволяют более наглядно продемонстрировать контент и взаимодействовать с посетителем. В общем это все очень близко и рядом.

пример-процесса-взаимдействия.jpg  пример-использования-в-диснейленде.jpg

Разве это нужно музеям? Для чего музеям нужны мультимедийные решения? На мой взгляд в музей как раз приходят для созерцания, чтобы отдохнуть от современного «сумасшедшего» мира.

- Как мне кажется, музей создан для каждого последующего поколения, где языком нынешнего поколения рассказывается о прошлых поколениях. Музей это в первую очередь язык, которым мы рассказываем очень важную историю и описываем знаковые события. Но разговаривает ли на этом языке то самое поколение next? Интересно ли им это? И самое главное – значимо ли? Не зря же Михаил Васильевич [прим. ред. - Ломоносов] говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Хотим мы этого или нет, но разговорить надо на их языке и этому как раз помогают современные технологии. Это конечно не значит, что «давайте поставим везде мультитач столы и экраны». Нет. Такой подход неверный, он не к чему не приведет.

Тогда какие решения сейчас или даже потом максимально эффективны?

- Это очень актуальный вопрос. Даже мы, работая с музеями уже более 15 лет не знаем однозначного ответа, и думаю никто не знает. Нет никакого правильного решения. Сейчас наше поколение только собирает опыт, формирует базу, на основе которой уже можно будет как раз писать те самые учебники. Но исходными данными для нас как раз и является реакция подрастающего поколения. Сейчас у всех есть гаджеты, телефоны, планшеты и тому подобное. Поколение Z и даже миллениалы не могут представить свое существование без взаимодействия, без обратной связи.

То есть если музеи будут иметь возможность взаимодействовать со своими гостями, тогда мы сможем глубже и больше погружать посетителей в историю события, какого-то объекта или региона?

- Совершенно, верно. Современная форма взаимодействия может и должна быть с обратной связью. Сейчас музей — это не только пространство, сколько форма социального взаимодействия, создающая ментальность подрастающего поколения. Это место притяжения, куда наши дети должны звать нас, а не мы заставлять их ходить туда. Скажу даже больше, тенденция идет к тому, что ранее существовал центрообразующий экспонат и вокруг него бродили посетители, то в будущем будет Посетитель и вокруг него уже экспонаты, создающие для него экспозицию.

Какие еще тренды и тенденции стоит ожидать в музейной сфере в ближайшее время?

- Как уже было ранее сказано, сейчас это интерактивность и взаимодействие. В ближайшем же будущем главным трендом будет персонализация. От этого никуда не деться, сейчас персонализация есть в онлайне, но вопрос нескольких лет, когда она придет в оффлайн. Все технологии уже есть и давно, вопрос в юридических аспектах и подготовленности пользователей пустить ее в свою жизнь. Причем это коснется всех сфер, не только музеев. В первую очередь будет затронут ритейл, и уже потом отголосками начнет проникать во все другие направления.

инсталляция-по-персоназиации-1.jpg  пример-процесса-взаимодействия-2.jpg

Как же? Наоборот, большинство людей не хотят демонстрировать свои личные данные для общего пользования.

- Я тоже не хочу, кстати. Но тут речь немного о другом. Персонализация не затрагивает как раз личные данные в том плане как ее воспринимают. Для персонализации не важно, что я, например, Андрей Попов, или какой-нибудь Никита Маковетский. Важно то, чтобы Вы могли быстро получить необходимую для Вас информацию. Как пример, часто ли Вы когда пишите запрос в google переходите на вторую страницу поиска? Не часто, так как система адаптирует информацию непосредственно для Вас, это удобно и экономит огромное количество времени. В персонализации нет ничего страшного.

сейчас-мы-не-знаем-что-смотреть-в-музее.jpg   как-музей-видит-пользователя-и-как-будет.jpg

Хорошо, а как это будет использоваться в музейной сфере?

- Давайте для начала выделим три основные проблемы. Первая это - огромное количество информации, ее насколько много, что просто невозможно запомнить. Так еще она не структурирована. Мы приходим и не знаем, что нам будет интересно. Вторая проблема – вся информация одинакова для всех посетителей. Что вы взрослый, ребенок, эксперт, студент, школьник. Информация всегда будет одинакова для всех. Третьим моментом является отсутствие возможности забрать информацию с собой. Чаще всего посетители что-то фотографируют, говоря себе «приду домой и обязательно подробнее почитаю», но в итоге редко кто потом вообще об этом вспоминает.

Как раз сейчас я и погружен в разработку программно-аппаратного комплекса по анализу и аналитики интереса посетителей, с персональным интерактивным взаимодействием и рекомендациями. Это собственный продукт, имеющий рабочую версию. Посетители смогут получать при посещении экспозиции и фондов музея информацию, интересующую именно их, которую можно «забрать с собой». По завершению посещения гость музея получит заинтересовавший его контент. Система рассчитана не только на посетителя, но и для музея, который сможет больше узнавать об интересах гостей для эффективности дальнейшего взаимодействия. Можно, например, получить «тепловую карту» выставочного зала, чтобы понять какие экспонаты более интересны, а какие менее. В последствии с этими данными можно работать меня стенографию посещения.

тепловая-карта.jpg  самые-главные-экспонаты-оборудованы-метками.jpg

Но как я понимаю такие системы уже есть. Это путеводители на телефонах. Чем Ваша система отличается от них?

- Согласен, на первый взгляд аналогии есть. Но проект «Музеторий» это нечто большее. Сейчас большая часть приложений или путеводителей все равно имеют одинаковый контент. Что ребенок, что студент, что эксперт или просто посетитель, который хочет быстро и понятно, доступным для него языком получить интересную информацию, вынуждены пользоваться все одними и теми же материалами. Наша задача вовлечь посетителя, дать понять, что ему важно и давать информацию в соответствии с его интересами.

логика-работы.jpg  персонализация-в-музее.jpg

Расскажите подробнее как это будет работать?

- Представить себе это можно таким образом. Допустим есть возможность выбрать любого экскурсовода, который Вам будет максимально интересен и комфортен. Он может рассказывать с юмором, может акцентировать внимание на деталях и интересных исторических фактах, для детей, школьников и студентов выдавать адаптированную их возрасту информацию. Причем взаимодействие рассчитано и на квесты и викторины, которое погрузит детей в игровой процесс, а музею позволит узнать на сколько хорошо посетители воспринимают и усваивают информацию. Если человек слабовидящий, то все текстовые блоки будут автоматически увеличены. Иностранцы же естественно получают информацию на своем родном языке.

Как это работает? На кассе, при покупке билета, посетитель выбирает один из сценариев посещения. Допустим мы хотим пройти музей в качестве эксперта. Вам выдается специальный браслет на руку со встроенной Rfid меткой. Внутри музея есть определенные точки, при соприкосновении данным браслетом с которой Вам на сопутствующем экране будет выдаваться адаптированная информация. При длительном соприкосновении, информация запишется на браслет и при выходе из музея все данные, помеченные как «интересные» будут так же адаптированы и отправлены Вам в виде ссылки на специализированный портал.

Получается человек сможет работать с информацией как онлайн, так и оффлайн? Хорошо, каким Вы видите развитие данной системы?

- Именно так. С учетом того, что данное программное обеспечение «Музеторий» будет поставляться для музеев бесплатно или за какую-то символическую сумму, то планируем активно развиваться. Когда мы сможем поставить допустим в 10 музеев подобную систему, эти музеи посетят по 10 000 человек, то у нас будет выборка из 100 000 пользователей. На основе анализа их посещения мы сможем давать точные рекомендации. Предположим Вы в Москве побывали в Музеи Кремля и Государственном Историческом музее, потом решили через какое-то время поехать в Санкт-Петербург. Система «Музеторий» сможет сформировать для Вас список музеев, которые будут интересны в Северной столице, выбрать внутри них 20-30 интересных объектов и подготовить маршрут внутри этого музея с адаптированным именно под Вас контентом. Для этого мы используем Big Data, так как чем больше данных, тем сложнее будет их обработка.

В идеале это создание единой Экосреды для музеев, где у посетителей могут быть персональная карточка (как в ритейле) и эта карточка действует по всем музеям, являюсь Ваши персональным ключом в информации.

Есть ли уже реализованные проекты?

- Мы закончили работу над прототипом в апреле, вот в мае выставили проект на Интермузее. В планах в 2018 году сделать несколько пилотных запусков. Сейчас ведем общение с двумя музеями по данному вопросу. Так же, будучи стартапом ищем инвестиции, так как на данный момент проект требует развития.

Расскажите еще какой-нибудь пример технологий, который может ждать посетителей в музеях на горизонте 2-3 лет?

- Например, на днях общавшись с коллегами была предложена такая идея. Рассматривать экспонат в музее, условно как пост в фейсбуке, где у Вас могут быть лайки, смайлы, а также комментарии. То есть это фактически современное переосмысление книги отзывов. Идея здоровая и очень актуальная в наше время. Практически уверен, что она будет в итоге реализована, это лишь вопрос времени. Технически такое решение сделать не сложно.

В целом я убежден, что музей находятся сейчас в своеобразном переходном периоде модифицируясь в новые формы. Музей будет пространством будущего, рассказывающего о прошлом. И хотим мы или не хотим, но только такой путь позволит осуществить главную функцию музеев, а именно – передать следующему поколению информацию о месте и роли того или иного человека, государства, объекта в обществе и культуре.


«МУЗЕТОРИЙ» УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ! (.pdf)



  
14 июня, PROIntegration Tech
Вернуться в раздел