На конференции «Цифровой музей» обсудили digital-опыт российских культурных площадок

Интеграция высоких технологий в музейную среду началась уже достаточно давно. Различные разработки активно используются и для создания уникальных экспозиций, и для реинтерпретации традиционных. Стоит признать, что современные технические средства могут значительно улучшить выставочное пространство. Однако с появлением новых способов визуальной коммуникации с посетителями музеев, возникают и новые вызовы, требующие решений со стороны целого ряда специалистов. На выставке Integrated Systems Russia не могли обойти стороной такую актуальную тему, поэтому 25 октября ведущие эксперты лучших музейных площадок страны собрались на конференции «Цифровой музей».

Первая секция конференции собрала представителей ведущих российских музейных проектов и интеграторов решений. Чего удалось достичь в сфере внедрения современных технологий в музейные пространства за последний год? Что изменилось, и от каких решений стоит отказаться? Об этом поговорили в ходе трехчасовой секции, модераторами которой выступили А.В. Богданов, зам. генерального директора, Государственный Эрмитаж, и В.В. Определенов, заместитель директора по ИТ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, заведующий кафедрой ИТ в сфере культуры НИУ ВШЭ, член президиумов Иком России и НП «Адит».

Зачем посетители идут в музеи? «Уже давно не за информацией», считает Н.В. Толстая, президент НП «АДИТ». «Сегодня посетитель идет в музей за эмоцией. И только четкое понимание, зачем мы устанавливаем те или иных технологические решения, и насколько они могут помочь тронуть людские сердца, и есть ключ к успешности этой интеграции».

О том, удалось ли достичь этого эффекта в ведущих российских музеях, доложили непосредственно заказчики и интеграторы решений. Так, Илья Тамбовцев из Государственного Эрмитажа рассказал об опыте применения виртуальной и дополненной реальности в Эрмитаже. Наиболее успешной интеграцией, по мнению спикера, стал 19-минутный видеофильм в формате 360, без взаимодействия с контентом. Другой вариант – полностью оцифрованный зал «Юпитер» с возможностью взаимодействия с контентом, и если в самом музее это довольно спорная интеграция, то на выездных мероприятиях Эрмитажа (например, в городах-спутниках) – она «выстрелила» и набрала очень много положительных отзывов. Дополненную реальность также реализовали, но она не стала востребованной.

Один из наиболее продвинутых в технологическом плане российских музеев – ГМИИ им. Пушкина, продолжает активную работу над своим «Виртуальным Пушкинским». Эксперты музея основываются на исследованиях, которые показывают, что большинство посетителей хотели бы взаимодействовать с VR и AR технологиями в современных музеях. Владимир Определенов рассказал о том, какие перспективы и планы у проекта. Во-первых, «3D квартал Пушкинского» - это сложный проект, который позволяет специалистам музея, а также работающим над проектированием территории, зданий и помещений Музейного квартала архитекторам, дизайнерам, художникам и инженерам делать это в простом визуальном режиме и в высоком качестве наглядно демонстрировать результаты всем желающим. Во-вторых, он помогает другим специалистам, которые занимаются маркетингом, логистикой, безопасностью комплекса и т.п. в их работе по разработке новых концепций работы. В-третьих, он позволит делать визуальное проектирование выставок и создавать полностью виртуальные выставки. Кроме того, в планах – создание своей VR платформы и обучающей программы для ВУЗов.

О технологиях, внедренных в музее Ингосстраха (не совсем корпоративном, а скорее музее страхования) рассказал Ю.А. Ильин, «Эй Три Ви». Особенно был отмечен многофункциональный зал, оснащенный специальным мультипанорамным экраном в виде подковы, управляемым бесконтактно жестами, и экранами со стереоизображением.

Своим уникальным опытом внедрения IOT решений поделились Д.В. Ольшанский и

А.И. Ахтамзян из Государственного Дарвиновского Музея. Здесь проводят полную оцифровку экспонатов, делают их «умными» за счет внедрения датчиков интернета вещей и размещают на сервисе sketchfab.com. Зачем это нужно? Система позволяет управлять интерактивным мультимедийным и 3D контентом через интернет, делает экспонаты доступными для тактильного изучения (особенно для людей с ограниченными возможностями), есть аудиогид с привязкой к зонам модели.

Музей космонавтики еще в XX веке был достаточно передовым по материалам и технологиям, которые в нем использовались, но после реконструкции его digital опыт, разумеется, стал гораздо больше. Т.С. Калугина, ГБУК г. Москвы «Мемориальный Музей Космонавтики», поделилась с коллегами своими соображениями на предмет актуальности установленных решений. Так, музей был оснащен 4 проекционными просветными экранами, из которых 2 используются по тому же назначению, а два уже убрали из экспозиции и используют для других целей, кроме того, добавили большие тач-панели и панели для демонстрации видео, которые несут дополнительную информацию для посетителей. Компьютерные киоски, которые не пользовались популярностью, обрели вторую жизнь, когда на них разместили викторину, а электронные этикетки заменили обратно на обычные, но добавили тач-панели с возможностью просмотра информации для тех, кто хочет узнать больше. Кроме того, реализована 3D анимация в качестве сопровождения для сложной космической техники и VR очки с контентом от RT и Роскосмоса.

О цифровой грамотности и том, как делать интересные для посетителей вещи за скромные бюджеты, рассказал А. А. Ботенков, ГМЗ «ПЕТЕРГОФ». Кроме того, докладчик поделился данными о цифровых проектах «Петергофа», за 2018 год реализовано 4 интересных проекта, в том числе «Тайны Петровской ширмы», где отказались от искусственной предметно-пространственной среды музея, а вся работа с экспонатом строится на возможностях браузера рассказать о предмете.

Отдельный пул вопросов был посвящен платформам и приложениям для музейных и иных культурных пространств. Так, Олеся Максимова, главный редактор портала «Культура.рф», поделилась опытом создания платформы продвижения онлайн-вещания культурных событий «Культурный стриминг», задача которой – аккумулировать культурный контент и направлять к нему заинтересованную аудиторию. Музеи создают более 30% от всего онлайн-контента, который стримится через новую платформу, в числе наиболее активных Музей Отечественной войны 1812 г., Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей. За один год существования платформы уже более 60 площадок добавилось в проект, было проведено 640 трансляций, а совокупная аудитория составила более 50 млн человек.

Еще одна платформа, которая отмечает год с момента запуска – «Аrtefact» - платформа цифровых гидов с дополненной реальностью. О том, чего удалось достичь за год, рассказала Маргарита Головчанская, куратор проекта. К Artefact присоединились уже более 200 музеев по всей России, в приложении опубликовано более 100 выставок, столько же находятся в разработке. На сегодня Artefact скачали свыше 60 тысяч пользователей. В числе самых активных музеев: ГМИИ им. А.С. Пушкина – 10 выставок, Государственный Русский музей – 6 выставок, Реставрационный центр им И.Э. Грабаря – 6 выставок (одна в разработке). Artefact позволяет создавать дополненную реальность и распознавание экспонатов на мобильных устройствах, в том числе объёмных экспонатов. Например, приложение позволяет посетителю увидеть процесс реставрации экспоната, работать без этикеток и экспликаций, и особенно удобно для выездных экспозиций и спецпроектов.

Среди наиболее амбициозных планов – интеграция с госкаталогом и развитие квестовых механик.

Доклад Дмитрия Карандина, вызвавший бурную дискуссию, был посвящен другой новой платформе, которая представляет собой интерактивный музейный гид в формате мобильного приложения с функцией indoor-навигации «Иду в музей», реализованной Smart City Lab ДИТ г. Москвы. Пилотный проект был создан для Музея Космонавтики, после чего его планируют запустить как единое приложен для всех московских музеев. Среди возможностей приложения: интерактивность (включая видео 360), аудиогид и навигация внутри площадки с помощью Bluetooth маячков и iBeacon, кроме того, есть возможность сбора аналитики пользовательских путей и предпочтений.

О новой недорогой форме разработки правильных и интересных решений для объектов культуры говорила М.В. Гришанина, ГАУК «МОСГОРТУР», которая познакомила музейную среду с форматом «хакатон». В ноябре, к примеру, состоится настоящий музейный хакатон, где примут участие 10 команд разработчиков, которые будут решать 3 кейса, и по итогам победитель получит 500 000р. на доработку своего решения.

Совместное выступление Дениса Зельцера, Enlighted Digital, и Дмитрия Стального, ГБУК г. Москвы «ГМЗ «ЦАРИЦЫНО», стало логичным завершениям секции, вновь подчеркнув основную мысль – самая главная задача музея – меняться ради своего посетителя, причем сейчас так сильно, как никогда за всю историю. Более того, необходимо меняться постоянно, причем без особых затрат, и в этом должны помогать технические инновации. Пример вновь из Музея Космонавтики – конструктор интерактивных гидов, который позволяет без проблем перестраивать гид, просто меняя стандартные блоки. Технологии должны создавать новые способы проведения времени в музее и качественно влиять на посещение.

На подиумной дискуссии «Музей и город в цифровую эпоху», проводимой при активном участии ИКОМ России, собрались эксперты из различных сфер деятельности, чтобы обсудить, в каком направлении движется развитие взаимодействия между музеем и городом. В дискуссии приняли участие В.В. Определенов, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Михаил Яковенко, Политехнический музей, Юрий Аввакумов, архитектор, куратор и дизайнер, Ирина Кирюхина, Ascreen, Наталья Привалова, ГУП «Московский метрополитен», Игорь Арсеньев, Департамент транспорта г. Москвы, и Федор Жерновой, Фабрика информационных технологий.

Отвечая на вопрос, в чем заключаются основные противоречия музея и города, эксперты пришли к выводу о слабой интегрированности культурных пространств в городскую среду и их недостаточной готовности к цифровизации. При этом была высказана идея о том, что реализовывать новейшие разработки стоит лишь тогда, когда они ориентированы на улучшение клиентского опыта. В противном случае все инициативы сводятся к тезису «технологии и интеграции ради технологий и интеграции».

 

Отдельную часть дискуссии посвятили возможностям создания видеоаналитики для сбора данных об интересах посетителей музейных площадок путем интеграции городских камер с системами наблюдения в музеях. В связи с тем, что музеи являются заметной частью туристической индустрии, видеоаналитика могла бы стать эффективным инструментом по измерению степени влияния различных культурных институций на экономические показатели. Средства объективного контроля позволяют собрать все данные, а цифровая эпоха позволяет эти данные обработать.

Также эксперты рассмотрели, как один из принципов современной урбанистической концепции «центра быть не должно» может сказаться на музейной деятельности и закреплении полноценных культурных площадок в районах города или регионах страны.

По окончании конференции состоялся технологический тур в Государственный Дарвиновский музей, где участники смогли не только познакомиться с практическим применением инновационных технологий музеев, но и получить консультации профессионалов. Ежегодная конференция «Цифровой музей» объединяет руководителей и специалистов ведущих российских музеев, специалистов по связям с общественностью, менеджеров мультимедиа и интернет проектов, а также представителей коммерческих компаний, производителей оборудования и разработчиков цифровых продуктов для учреждений культуры. Вместе они обсуждают вопросы модернизации музеев, определяют баланс между традиционной и инновационной деятельностью объектов культурного наследия и решают технические задачи.


Выставка INTEGRATED SYSTEMS RUSSIA — это главная выставка в индустрии профессионального аудио и видео, ИТ и системной интеграции. В течение двенадцати лет выставка собирает под одной крышей топовые мировые бренды и российских разработчиков решений. Подробности на www.isrussia.ru

25 октября, PROIntegration Tech
Вернуться в раздел