Дом культуры «ГЭС-2»

Номинация  «Лучший интеграционный проект в сфере выставочных пространств»


Премиальное решение



Сонорусс-лого-РУС.png

Сонорусс

Россия, 119590, Москва, Минская ул., 2Ж

https://sonoruss.ru/


Дом культуры «ГЭС-2»

Масштабный звуковой проект: L-Acoustics для инновационного Дома культуры «ГЭС-2»

lacoustics-logo-2024.png

«ГЭС-2» — не просто новое культурное пространство в центре Москвы. Это уникальный̆ высокотехнологичный̆ Дом Культуры, задача которого — познакомить широкую аудиторию с современной культурой и пригласить посетителей к активному участию в ее формировании.

Колоссальный звуковой проект «ГЭС-2» запущен, работает и приносит бесконечное удовлетворение как творцам, так и почитателям современного искусства.

1A5A7290.jpg

Дом культуры «ГЭС-2» занимает здание бывшей̆ городской̆ электростанции, построенной̆ в 1904–1907 гг. на Болотной̆ набережной̆ в центре Москвы по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. В 2009 году зданию ГЭС-2 был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Проект реконструкции, задачей которого было максимально сохранить исторический облик здания и превратить его в новую городскую площадку

Сегодня Дом культуры «ГЭС-2» — пространство, которое объединяет выставочные залы, библиотеку, кинотеатр и концертный зал, мастерские, студии и резиденции художников, магазины, ресторан и кафе, детскую площадку и аудитории для публичных и просветительских мероприятий.

Для проведения выставок, концертов и кинопоказов в «ГЭС-2» применены самые современные и инновационные аудиовизуальные технологии. Создание звуковых пространств и образов, а также работа над иммерсивными звуковыми проектами являются важнейшей частью жизни Дома культуры.

Высокотехнологичное звуковое решение

Разработку и реализацию концепции звукового решения для Дома культуры «ГЭС-2» осуществили инженеры-акустики компаний L-Acoustics и “Сонорусс” совместно с техническими специалистами компании-интегратора «НЭЛТ» и фонда V–A–C.

Перед участниками проекта стояла задача разработать высокотехнологичное звуковое решение, усиливающие общую инновационность Дома культуры для воплощения смелые идей художников.

Большое пространство ГЭС-2 разделено на несколько главных функциональных зон: Актовый зал, Центральная платформа, Проспект и собственный звукозаписывающий студийный комплекс. Для каждой зоны проектировались разные системы L-Acoustics, в том числе система гиперреалистичного звучания L-ISA.

О функциональных зонах. Особенности звукового проекта

Актовый зал. Самый современный кино-концертный зал в России с системами Dolby и L-ISA

Трансформируемый актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» рассчитан на 420 посадочных мест. Для кинопоказов и проведения концертных программ разработаны две отдельные конфигурации звуковых систем.

1A5A7141.jpg

Для кинопоказов используется киносистема Dolby 7.1. А для озвучивания живых концертов, выступлений артистов и музыкантов в зале установлена многоканальная система гиперреалистичного звучания L-Acoustics L-ISA в конфигурации 23.1 с дополнительными системами в теневых зонах. Конфигурации отличаются фронтальными системами, которые можно переключать между собой в зависимости от типа мероприятия. Фронтальная концертная система расположена перед сценой, а фронтальная киносистема — за видеоэкраном. Звуковые каналы окружения и потолка одинаковые для обеих конфигураций.

Александр Ананьев, технический директор в компании «Сонорусс» о проектировании и монтаже Актового зала:

«Требовалось спроектировать и установить такую систему звукоусиления, чтобы визуально она не перетягивала на себя внимание, не меняла облик зала и максимально сливалась с архитектурой зала. У архитекторов было много требований к внешнему виду. Эту задачу решили с помощью окрашивания акустических кабинетов в цвета по RAL».

Джулиен Лаваль менеджер проектов (Application Project Manager, Consultant Liaison):

«Мы разрабатывали звукоусиление с применением различных по габаритам систем. Первоначальный дизайн системы был намного проще, но в процессе обсуждений и согласований с дизайнерами мы пришли к финальной, более креативной и сложной конфигурации».

Трехмерные модели Актового зала, выполненные в программе L-Acoustics Soundvision. Инженер-акустик проекта Александр Ананьев

Аудитория 02.png  Аудитория 03.png

Заэкранные системы L-Acoustics

6* A10i WIDERAL

2* SB18mRAL

3* LA4X

Сценические системы L-ISA

10* A10i WIDERAL

3* SB18iRAL

2* X12RAL

4* 5XTRAL  

5* LA4X

Дополнительные системы

12* 5XTRAL

4* X4iRAL

2* LA4X

Окружение и потолочные системы

8* X8RAL

12* 5XTRAL

4* X4iRAL

6* LA4X

Обработка сигналов

4* P1

1* L-ISA PROCESSORX2

Таким образом, Актовый зал с кино системой Dolby объемного звучания и многоканальной концертной системой L-ISA для проведения живых гиперреалистичных выступлений стал самым современным залом в Москве, в России и во всем мире. Это многофункциональная, трансформируемая площадка и в плане архитектуры, и в плане акустики. Она довольно гибкая и не заточена лишь под одну задачу. Это универсальная зона с качественным звуком, светом, механикой и акустической отделкой под различные творческие задачи.

Центральная платформа

Акустическая иллюзия театрально-концертного зала с системой L-ISA

Центральная платформа — это открытое пространство Дома культуры, предназначенное для публичных событий, перформансов и концертов живой музыки. Перед платформой расположен Амфитеатр, где находятся зрители во время мероприятий. Так как на Платформе и в Амфитеатре отсутствуют стены, требовалось создать особое пространство с качественным концертным звуком для зрителей, а также обеспечить акустически комфортные условия для выступлений музыкантов.

1A5A6807.jpg

Небольшие дистанции позволили спроектировать компактные коаксиальные системы — 5XT, X4i, X8 в конфигурации L-ISA 39.1 с дополнительными системами на платформе. Расположение каждого громкоговорителя согласовывалось с архитекторами, чтобы сохранить визуальный облик. Единственные крупные системы — сабвуферы — визуально спрятаны за трубами, а для больше маскировки, она окрашены в цвет металлических конструкций. У архитекторов была задача сохранить визуальную красоту и создать гибкую систему звукоусиления, подходящую под разные творческие проекты.

Трехмерные модели Центральной платформы. Инженер-акустик проекта Александр Ананьев

Платформа 03.png

Сценическая система L-ISA

9* X8RAL

2* SB15mRAL

3* LA4X

Дополнительные системы L-Acoustics

2* 5XTRAL

1* LA4X

Окружение и потолочные системы L-Acoustics

10* X8RAL

14* 5XTRAL

6* X4iRAL

8* LA4X

Обработка сигналов

2* P1

1* L-ISA PROCESSORX2

Системы платформы

7* 5XTRAL

4* X8RAL

3* LA4X

3* P1

Александр Кузнецов, главный инженер проекта от компании интегратора «НЭЛТ», о проектировании Центральной платформы и Амфитеатра:

«За некоторые исторические балки нельзя было цепляться, так как они представляют архитектурную ценность. Возможные точки крепления оказывались не всегда там, где изначально планировались. Да и вся система подвеса не самая простая. Приходилось изобретать различные конструкции. На самой платформе была установлена ферма, куда подвесили часть систем для артистов. Другую часть крепили на тросы. Также мы разрабатывали специальные металлоконструкции для отдельных систем, которые невозможно было подвесить на ферму».

Уникальность звукового проекта для Центральной платформы заключается в том, что посреди огромного открытого пространства, создается акустическая иллюзия театрально- концертного зала.

Благодаря системе L-ISA зрители окутаны детализированным, объемным и ярким звуком. Также на Платформе установлена квадрофоническая система мониторинга, которая позволяет музыкантам комфортно выступать и слышать друг друга в открытом акустическом пространстве.

Проспект. Большая свобода творчества

«ГЭС-2» напоминает пространственную скульптуру из лестниц, лифтов, галерей и навесов, парящих над Проспектом платформ. Весь первый этаж спроектирован единым — здесь нет отдельных выставочных помещений. Он мгновенно открывается на обозрение входящему посетителю, и каждый здесь одновременно является и зрителем, и действующим лицом.

1A5A7282.jpg

На Проспекте размещают художественные инсталляции, проводят съемки и иммерсивные выставки. Требовалось создать систему фонового озвучивания всей зоны с возможностью трансформировать систему звукоусиления на несколько отдельных акустических зон. Например, если выставка состоит из разных инсталляций, и для каждой предназначено свое звуковое оформление.

Было принято решение построить звукоусиление на базе мощных, но достаточно компактных акустических систем L-Acoustics X8, инсталлированных в две линии по периметру Проспекта. Александр Ананьев о проектировании Проспекта: «Сложности были с разработкой и согласованием подвеса систем к перекату. Искали альтернативные варианты, цеплялись за металлические конструкции, где это было возможно. Заказывали разработку системы подвеса у команды «Металлика дизайн». Сложностей при монтаже не возникло».

Благодаря L-Acoustics X8 звуковое оформление зоны Проспекта может работать и как единая система для озвучивания всего пространства, и как четыре отдельные конфигурации для большей свободы творчества.

Студийный комплекс. Dolby 7.1, Dolby 7.1.4, Dolby Atmos, L-ISA

Профессиональная студия звукозаписи дает возможность записывать, монтировать, микшировать, сводить, заниматься мастерингом новых композиций, а также создавать аудио-треки для кино, телевидения, рекламы. Выступающие музыканты могут воспользоваться мастерской в качестве репетиционной базы. Гордость студии — концертный рояль Steinway & Sons модели B-211.

ЦХП_Своды_Студия_звукозаписи_Аня_Тодич_1.jpg

Перед инженерами-акустиками стояла задача обеспечить возможность создания объектных миксов для площадок в «ГЭС-2» и адаптации этих миксов под популярные форматы, как Dolby 7.1, Dolby 7.1.4, Dolby Atmos. А установленная в студии система L-ISA в конфигурации 24.1 позволяет создавать многоканальные музыкальные аранжировки.

Александр Ананьев о проектировании и калибровке Студийного комплекса: «На этапе проектирования многократно менялась отделка студии аранжировщика и из-за этого приходилось менять расположение систем. Различные рассеивающие и отражающие панели ограничивали возможность монтажа систем в большинстве мест. Приходилось искать компромиссы и альтернативные решения, чтобы крепить акустические системы. Помещение небольшое, а каналов очень много. Важно сохранить все пространственные углы, чтобы микс хорошо транслировался на площадке».

Жульен Лаваль (Julien Laval), главный звукоинженер проекта от компании L-Acoustics: «Было много музыкального оборудования, которое обычно не обозначается на 3D модели в SketchUp. Это тоже приходилось учитывать. Мы оптимизировали систему и искали альтернативные решения, придумывать специальные крепежи, чтобы вмонтировать акустические системы». 

Студийный комплекс состоит из нескольких рабочих пространств. В комнате аранжировщика, или L-ISA Production Room, композитор или DJ сочиняет музыку. Здесь установлена многоканальная система L-ISA и потолочные системы для подготовки иммерсивного аудиоконтента, который потом будет представлен в Актовом зале и на Центральной платформе «ГЭС-2».

ЦХП_Своды_Студия_звукозаписи_Глеб_Леонов.jpg

Трехмерная модель Комнаты аранжировщмика, выполненные в программе L-Acoustics Soundvision. Инженер-акустик проекта Александр Ананьев

Студия аранжировщика 02.PNG

Основные системы L-Acoustics

13* X8

1* KS21

11* 5XT

7* LA4X

1* L-ISA PROCESSORX2

Александр Оделевский, руководитель звукоцеха V-A-C: «Система звукоусиления приближена к той, что установлена в Актовом зале и на Центральной платформе: она меньше, но количество каналов одинаковое. Также здесь можно создавать музыку в формате Dolby Atmos 7.1.4, чтобы в дальнейшем тиражировать ее на стриминговых платформах, например, в Apple Musiс»

В студийном комплекте есть контрольная комната, где звукорежиссер записывает музыкантов и сводит треки на консоли Avid S6. А также несколько тон-залов, коридор-ревербератор и труба- ревербератор, необходимые для создания красивой не электронной реверберации для записи. 

ЦХП_Своды_студия_звукозаписи_Глеб_Леонов_1.jpg

Валерий Никифоров, инженер звукотехнических решений от компании Сонорусс: В студии звукозаписи установлена флагманская, 24-х фейдерная консоль AVID S6, позволяющая звукорежиссеру контролировать абсолютно все параметры DAW AVID Pro Tools и не только. С помощью отзывчивых и интуитивно понятных органов управления консолью мы можем легко и непринужденно наслаждаться микшированием во всех доступных на сегодняшний день аудио форматах, включая Dolby Atmos. Немаловажную роль так же играют установленные в студийной аппаратной Pro Tools | MTRX, выполняющие в системе функции ввода вывода и маршрутизации аудио сигналов.